Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин. 22 апреля 2024

22 апреля 2024 г.

В студии иерей Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве (г. Москва).

– Пока идет Великий пост, мы продолжаем разбирать какие-то ветхозаветные отрывки, которые слышим на богослужениях в храме. В остальное время года мы как-то на Ветхий Завет внимания не обращаем. Великий пост – замечательная возможность обратить внимание на то, какие важные слова, истории в Ветхом Завете для нас заложены. И сегодня предлагаю вспомнить историю двух братьев, Исава и Иакова, детей Исаака, внуков Авраама. Мы читаем в Книге Бытия об этих двух братьях. Исав был старший брат, любимый сын отца, Иаков – младший брат, любимый сын матери. И мы знаем также данные Адаму, затем Ною, затем Аврааму обетования Бога о том, что Мессия придет и спасет человечество, и Он придет как раз в старшем поколении…

И происходит так, что Иаков обманом, с помощью своей матери Ревекки, получает первородство. То есть, родившись физиологически позже своего брата Исава, Иаков получает благословение отца и таким образом становится старшим братом по отношению к Исаву. И это, с одной стороны, нонсенс. Если мы говорим о физиологии, то как может младший брат оказаться старшим? Но второй парадокс в том, что Бог это поддерживает. И мы читаем неоднократно в Писании, в родословии, что Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова… И это родословие в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Луки рассказывает о тех старших в роду, которым и было дано обетование. И вот в это родословие попадает вместо Исава – Иаков, обманом получая благословение. С другой стороны, мы видим, что Бог это принимает. Неужели Бог в этой ситуации как бы покрывает обман, совершенный Иаковом в отношении своего отца Исаака, своего брата? Как так?

– Ветхий Завет особенный. Там очень много вопросов, и порой мы, читая Ветхий Завет, многие вещи не понимаем, они противоречивые. Мы уже привыкли к парадигме Нового Завета. А здесь действительно имеет место какое-то непонимание, перевернутое благословение. Да, мы знаем, что Исав был старший брат. Разница в возрасте была совсем маленькая, они были близнецы. Но получает благословение Иаков.

Здесь можно проследить такую логику: Иаков очень любил находиться дома с матерью. А мы знаем, что мать давала воспитание в семье. Отец, мужчина, был добытчиком. Он ходил на охоту, добывал пищу. А мать занималась воспитанием детей. И мы знаем, что Исав не любил дома сидеть. Он постоянно где-то пропадал, бегал, ходил с луком, стрелял, помогал отцу. Отец больше любил Исава, кстати говоря. И вдруг такой обман, подлог. Здесь, возможно, мать увидела в сыне Иакове какой-то духовный фундамент. И она обманула своего мужа, отца Иакова и Исава.

Исаак был уже престарелый, он плохо видел. Тогда решили наклеить на руки Иакова кожу козлят, и когда он подошел к отцу, попросил благословения, отец уже готовился отойти в вечность. Исаак потрогал сына и стал немного сомневаться, если мы вспомним эту историю. Но Иаков сказал Исааку, что это он, старший сын, и нужно, не теряя времени, дать ему благословение. И Исаак поверил, дал благословение, а потом, когда узнал, что его обманули, очень рассердился, разгневался, хотел чуть ли не убить Иакова.

– Но своего благословения он не отменил.

– Не отменил. Раньше такого не было, чтобы благословение можно было отменить. Уже слово сказал, а слово не воробей, вылетит – не поймаешь. И Господь это принимает.

Мы не знаем тайников  человеческого сердца. Возможно, Господь видел в Иакове именно духовный столп. Вспомним знаменитую чечевичную похлебку, когда обманули бедного Исава.

– Исав, получается, так хотел есть, что готов был что угодно отдать, душу продать за суп.

– Но ведь он сам виноват. Получается, что перед лицом Господа Исав сам променял это первородство на похлебку. Не виноваты ни Иаков, ни Ревекка. Исав просто сам, добровольно сказал, что ему это первородство не нужно (он умирает от голода, что ему в этом первородстве?). Поэтому Господь принял это. Мы знаем, что по закону старший брат должен получить первородство, он более ответственный, тем не менее в истории Церкви, в истории Нового и Ветхого Завета мы видим много исключений. В данном случае  наблюдаем явное исключение, когда Господь, видя сердце человека, его стремление,  твердость характера, твердость намерений, отменяет это первородство и отдает его младшему брату.

И сейчас можно часто увидеть: два брата, а из них младший уже более целеустремленный. То есть бывают такие исключения. И в данном случае, я думаю, Господь принял этот вроде бы обман и дал благословение Иакову. И в Писании в родословии Христа стоит не Исав, а Иаков. И это очень важно.

– Иаков потом ведь, по сути, практически полжизни расплачивался за это. У него очень тяжелая история. Несмотря на то, что он выкупил первородство, получил отцовское благословение, вошел в число избранных, часть жизни он бегал от своего брата Исава, который его еще некоторое время преследовал. Он долго с ним не встречался, их встреча состоялась уже спустя много лет, когда они смогли примириться наконец. А до этого Иаков действительно находился под постоянной угрозой. Исав мог прислать людей, и Иакова могли убить.

С другой стороны, помним также истории с его женами. Иаков влюбился в Рахиль, хотел получить ее в жены, ему пришлось семь лет работать для этого. Он отработал, а когда состоялась свадьба, обнаружил, что ему дали в жены не Рахиль, а ее сестру старшую, которую никто не хотел брать в жены. И он с этим смирился, работал еще семь лет, чтобы получить в жены Рахиль. И удивительно, что Бог принимает наши решения, наши договоренности, утверждает Божественной печатью, но все равно если человек поступает не по правилам, то должен будет некое наказание понести, как-то расплатиться за это.

– Да. Но Иаков молодец, надо отдать ему должное, он выдержал все со смирением: и первую жену, Лию, принял, и ждал Рахиль, семь лет опять трудился. Действительно, он понес наказание, но он стойко его выдержал.

– Мы очень легко сейчас относимся к словам. А тут видим, что Исав просит суп – и отдает за это свое первородство. Или благословение Исаака: отменить его он уже не может, оно уже произнесено, сказано. Это как таинство.

– Конечно, в те времена первородство было очень важным. И отказ от первородства практически был тождествен проклятию. То есть Исав за эту чечевичную похлебку проклял свою жизнь, отдал то, что ему Господь подарил. Господь дал ему жизнь, дал первородство, сделал его старшим сыном. А он так легко это отдал просто за какую-то похлебку.

Сейчас мы вспоминаем эту интересную и душеполезную историю. Видимо, Господь не просто так эту историю нам в Писании показывает. Да, чечевица вкусная, она очень полезная, там много белка, и сейчас, в пост, очень хорошо ее употреблять. Но нам всегда надо понимать: то, что нам дает Господь, надо беречь. И прежде всего – первородство. А Исав к этому отнесся плохо, свое первородство не ценил.

И порой мы тоже не ценим то, что нам дает Господь. Мы думаем, что вроде так и должно быть. А мы должны благодарить за все Бога и понимать: то, что нам дает Господь, – это не просто так. Это все по Промыслу Божию, и мы должны очень это ценить, нести в сердце своем и не продавать за чечевичную похлебку. Это, конечно, символ. Можно за что угодно продать. И за 30 сребреников, и за похлебку, за что угодно. Дело не в этом, а в том, что надо ценить саму жизнь, которую нам Господь даровал, и ценить то место, которое нам Господь дал в этой жизни. А мы порой начинаем метаться туда-сюда, не понимая: то, что мы имеем, – дар Божий. Я думаю, в этом как раз и смысл этой интересной притчи, библейской истории.

– И вот что интересно: первородство ведь не приобретено Исавом за какие-то заслуги. Это нечто, что было дано ему при рождении. По сути, он ничего для этого не сделал, кроме того, что родился первый. Фактически он не прилагал никаких усилий к тому, чтобы его получить. Наверное, это можно сравнить с тем, что мы что-то получаем тоже не в силу своих заслуг, своей деятельности, работы, трудов. Это то, что мы имеем, рождаясь на земле. Может быть, статус какой-то или таланты. Это то, что мы имеем, не особо для этого потрудившись.  И не ценим, потому что не вкладывали в это свои собственные силы. Наверняка добыча, которую Исав добывал на охоте, казалась ему намного ценнее, чем первородство.

– Да, в этой связи вспоминаются врачи-бессребреники Косма и Дамиан. Безмездниками мы их называем и им в тропаре поем: туне приясте, туне дадите нам. Что значит туне? То есть бесплатно Господь дал им дар, они могли исцелять людей, и они совершенно бесплатно  это делали. Это тоже прекрасный образ, который нам дается. Они ценили этот дар. Да и те же апостолы, которые исцеляли людей. Им Господь дал этот дар исцеления, и они применяли это к добру. А многие люди требуют за это какую-то мзду, начинают этим гордиться, и Господь потом отнимает этот дар, и это самое страшное.

Конечно, речь не идет о том, что мы должны бесплатно трудиться. Нам тоже нужны и хлеб, и пища какая-то. Не об этом речь. Речь о том, чтобы мы понимали: все дары, которые мы имеем, – не наши личные. Это нам дает Господь. Как дал первородство Исаву, и тот его не оценил. Как правильно Вы сказали, ценил больше свою добычу. Добыл сам, вот такой он гордый. А то, что Господь дал, – ему это вроде и не надо. И как бы косвенно он этим самым попрал Самого Господа. Получается, мол, не нужно мне ничего от Тебя, я сам. Это первые ростки гордыни, которая была в XX веке, когда люди сказали, что им Бог не нужен, что они сами сейчас разовьют науку, придумают все эти смартфоны, компьютеры и даже жизнь продлят…  Сейчас уже даже разговоры о том, как сделать человека вечным. Вот такие глупости.

Люди не понимают, что наша жизнь конечна. И что нам делать в этом грешном, падшем мире, имея все наши страсти? Зачем цепляться за этот мир? Наверное, все это идет от греха, богоборчества, от того, что мы не ценим дар, который дает нам Господь.

По-видимому, Исав для нас тоже богоборческий символ. Исав не ценил дара Божия жизни, своего первородства. А ведь Господь дает таланты всем без исключения. Но некоторые думают: «Мне Господь не дал ничего. Вот есть талантливые люди, пусть они и работают, а моя хата с краю». Да ничего подобного. Во-первых, Господь призывает к Себе каждого человека. Во-вторых, Господь каждому дает таланты, но таланты разные, и каждый должен найти их в себе и использовать в полной мере, чтобы оставить в этой жизни для людей добро.

Есть прекрасная евангельская притча о том, как Господь дал одному человеку десять талантов, другому пять, а третьему один талант. Человек, имеющий один талант, закопал его, и Господь, конечно, разгневался и сказал: «У тебя отнимется и то, что было». А другой человек, которому было дано десять талантов, приумножил их.

Исав, получив первородство, взял и закопал его в землю, продав за чечевичную похлебку. И эта жизненная, реальная притча из истории Ветхозаветной Церкви для нас урок. Мы должны это помнить и ценить то, что имеем, и благодарить за это Господа.

– А как нам не оказаться в ситуации Исава? Как правильно оценить все то, что мы имеем? Как обратиться к себе, рассмотреть то, что дал Бог, чтобы не получилось как в притче о талантах: что мы этим не пользуемся, просто сложили все это у себя и рискуем лишиться этого? 

Нам надо быть проще. Я думаю, нужно прислушиваться к своему сердцу и смотреть на обстоятельства жизни. Господь помогает нам определить эти таланты через людей. Но когда мы замыкаемся, становимся горделивыми, то все это у нас отнимается.

Я вспоминаю нашего прекрасного святого преподобного Амвросия Оптинского, которого мы очень любим и почитаем. Его канонизация произошла на Поместном Соборе, посвященном 1000-летию Крещения Руси, не так давно, в 1988 году. Мы любим паломничать в Оптину пустынь, а кто там не был, обязательно съездите. Оптина пусть находится не так далеко от Москвы, в Калужской области.

Так вот, мне вспомнилась замечательная фраза преподобного Амвросия Оптинского: «Во всем ищите великий смысл». А мы порой думаем, что наша жизнь состоит из случайностей. Но случайностей в жизни не бывает. Всегда вспоминайте эти слова преподобного Амвросия и во всем ищите великий смысл. И глядя на людей, на жизненные обстоятельства на работе, в храме, дома, прислушивайтесь к своему сердцу, старайтесь отсеивать дурные мысли и желания.

Господь призывает нас к Себе через наших ближних, друзей. Часто на исповедь приходят люди, те же бабушки, и говорят: «Молодые не хотят ходить в храм. Я их зову, а они и слышать не хотят». А почему бы и не прислушаться к бабушке? Бабушка ведь не пожелает ничего плохого. И вообще кто больше всех нас любит? Конечно, родители и бабушки, и к ним нужно прислушиваться.

Сейчас святые дни. Почему бы не сходить в храм, не исповедоваться, не причаститься? И жизнь сразу наладилась бы, и все было бы хорошо. Но мы гордые: «Нет, мы сами всё знаем. Бабушка, ты из прошлого века, ты ничего не понимаешь, ты несовременная. У нас есть смартфоны, мы такие современные!» И люди добровольно от всего отказываются.

Иногда встретишь человека, и хочется привести его в храм, показать красоту храма: «Пойдемте, увидите, какой красивый храм, это же просто чудо Божие». А человек отвечает: «Как-нибудь в другой раз, потому что сейчас я спешу, у меня дела». Господь зовет его через одного человека, другого, третьего, а он говорит: «У меня нет времени на Бога. Я сейчас занят более важными делами», и уходит от этого зова. А пришел бы этот человек в храм, посмотрел на красоту Божию, и все бы изменилось в его жизни.

Можно зайти в храм, просто проходя мимо него по улице, чтобы перекреститься и помолиться хотя бы пять минут. А когда выйдешь из храма, сразу почувствуешь, как на тебя сходит Дух Святой. У меня в жизни было много случаев, когда Господь спасал меня от разных неприятностей. Когда я в свой выходной нахожусь совсем в другом районе Москвы или даже в другом городе и прохожу мимо храма, даже если у меня мало времени, я стараюсь зайти в храм, увидеть его красоту, приложиться к иконе, и потом я вдруг начинаю понимать, что Господь спас меня от неприятностей.

Поэтому никогда не нужно отказываться от зова Господа, когда Он призывает нас. Если мы приходим к Богу, слушаемся Его, смиряем свою гордыню, то действует благодать Божия, и это очень важно понимать. А когда человек хочет быть сам по себе, жить своим умом, отойти от других людей и тем самым отойти от Бога, то это, конечно, беда. И человек начинает блуждать в этом лабиринте, пока совсем не пропадет. И распутать все это бывает очень и очень трудно.

– Мы знаем, что Исав все равно стал основоположником, родоначальником народа, впоследствии идумеев, и одним из его потомков был Ирод Великий. Ирод вошел в евангельскую историю как гонитель Христа, убийца 14 тысяч младенцев. А в истории государства он был сильным государственным лидером, много сил положившим на перестройку Иерусалимского храма, и не зря его называли Иродом Великим.

И вот что интересно. Вспоминая Исава, мы говорим, что его поступок продажа своего первородства брату Иакову за чечевичную похлебку во многом был продиктован его гордыней. Скажите, можно ли сделать вывод, что эта его гордыня могла передаваться из поколения в поколение? То есть получается, что Исав, родоначальник своего народа, вынашивая гордыню в себе, вложил ее и в своих потомков, да так, что она дошла до человека, оказавшего прямое влияние на судьбу Христа.

Конечно. Мы знаем, что родовой грех переходит от отца к сыну, от сына к внуку и так далее. И мы видим, что эта линия действительно идет от Исава до Ирода, как родословие Христа идет от царя Давида. Мы знаем, что сыны едомские прекрасный народ, но они постоянно отходили от Истинного Бога, потому что их родоначальник Исав, человек нечестивый, благодаря своей гордыне, отказался от первородства. Для нас это тождественно тому, что он как бы отказался от благословения Бога, поэтому в его роду родился Ирод, погубивший столько детских душ. Имя этого человека стало нарицательным в истории Ветхого Завета и вообще в истории Церкви, и это имя страшное.

Тем не менее родовой грех может быть исправлен. Бывает, что родители пьют, живут нечестиво, а их ребенок вырастает вполне нормальным, благочестивым христианином и  исправляет грехи родителей. Таких случаев в истории очень много, и я могу привести подобные примеры из своей священнической практики. Все это лечится духовной жизнью, исполнением духовных законов, силой воли человека, когда он видит пример своих родителей, видит, к чему приводит их поведение, и пытается от этого избавиться.

В храм приходит очень много людей, семьи у которых неблагополучные, и они, видя этот отрицательный пример, усилием воли выкарабкиваются из этого. Возможно, Господь допускает такое поведение людей, чтобы другие видели, как жить не нужно. А иногда бывает так, что семья вроде бы неплохая, с виду благополучная, а потом смотришь, ребенок начинает пить пиво, затем в ход идут наркотики, и он совсем пропадает. И ты недоумеваешь, почему так произошло, ведь родители у него очень хорошие.

Так вот, родовой грех исправляется, но Господь в Писании говорит нам, чтобы мы все равно остерегались всякой неправды, зла, нарушения заповедей. Господь предупреждает нас о том, что есть пшеница, и есть плевелы. И много копий сломано в богословских спорах о том, вечная жизнь или не вечная, спасутся все или не все. Кто-то говорит, что все пойдут в муку вечную, а кто-то говорит, что будет Бог все во всем, все покаются, все спасутся. Но это, конечно, не наша сегодняшняя тема. Нам надо понимать, что Господь нас предостерегает от ошибок.

Мы знаем прекрасную притчу о девах, пять из которых были мудрые и пять юродивые. Мудрые девы вышли навстречу Жениху со светильниками, наполненными маслом, и они попали к своему Жениху – ко Христу, а пять юродивых дев остались во тьме кромешной. Поэтому Господь предостерегает: «Человек, не спи, бодрствуй». Христос говорил Своим ученикам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Когда человек начинает расслабляться, с ним может случиться страшное: он может пойти на поводу у дурных привычек, у дурных людей. Поэтому наша задача – всегда бодрствовать, молиться и помнить все, что мы читали не только в Новом, но и в Ветхом Завете.

Да. Но ведь родовой грех действительно можно победить. Это не то, что передается с кровью. Конечно, среда, в которой растет ребенок, накладывает на него определенный отпечаток, но с этим можно поспорить. Когда он вырастает и ему есть из чего выбирать, с чем сравнивать, здесь ему нужно найти в себе силы, чтобы преодолеть какие-то приобретенные в детстве или в юности дурные наклонности, навыки.

То есть, получается, у каждого из потомков Исава была возможность бороться с этой гордыней, и наверняка многие с ней успешно боролись. Но один из его потомков все же стал олицетворением греха, который передался ему от Исава.

– Ну, я думаю, что дурной пример всегда всплывает, и всплывает страшно. Господь действительно нам его показывает. Вспоминаются слова Христа, сказанные Им в ответ на вопросы учеников, почему с кем-то случается беда. Господь говорит им, чтобы они не думали, что этот человек был грешнее их. Просто Он показывает, что будет и с ними, если они будут грешить, но пока у них еще есть какое-то время для того, чтобы покаяться. Когда упала Силоамская башня и погибли люди, Господь сказал, что они не были более грешными, чем все остальные. Чтобы спасти других людей, Он показывает, что нужно идти правильным путем, соблюдать духовные законы, не идти на поводу у зла.  

– Да, этим примером Господь показывает, что грех разрушителен сам по себе. Он говорит, что эти люди грешили и вот к чему это привело. И других грех приведет к тому же, если они не покаются, не одумаются.  

Да. Поэтому всегда нужно бодрствовать, не распускать себя, ведь «потом» может не наступить. Наша жизнь устроена так, что мы не знаем, сколько проживем, поэтому нужно всегда бодрствовать. И сейчас для этого самое время – началась седмица Ваий, по сути, финишная прямая.

– В пятницу уже закончится пост.

– Да. В пятницу вечером будет служиться очень красивая служба, уже будут петься пасхальные песнопения. А затем наступит Лазарева суббота. Мы, конечно, очень любим эти праздники. Лазарева суббота даже ассоциируется с икрой – уже можно будет вкушать не только кабачковую, но и рыбную икру.

С наступлением седмицы Ваий и природа уже какая-то другая: распускаются листочки, все благоухает, как будто бы природа подстраивается под нашу пасхалию. А сколько было споров по поводу нового стиля, старого стиля, пасхалии... Предлагалось праздновать Пасху то с католиками, то с теми, то с другими, а природа подстраивается именно под православную Пасху.

Сейчас идет последняя неделя поста, и нам нужно немножечко усилить наш пост, чтобы подготовиться к Пасхе. Замечено, что чем тщательнее человек постится, тем радостнее он встречает и Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим, и Святую Пасху. Я очень люблю седмицу Ваий, цветоносную неделю, которая выливается в праздники. Пост заканчивается, и начинается Страстная седмица. Пищу мы еще вкушаем постную, но эти дни в Церкви считаются праздничными.

Великие Понедельник, Вторник, Среда, особенно Великий Четверг день Тайной Вечери, Великая Пятница, день распятия Господа нашего Иисуса Христа, олицетворяют значимые евангельские события. В Великую Субботу уже поются пасхальные песнопения: «Да воскреснет Бог», «Воскресни, Боже». Уже праздник, уже меняется с черного на белое церковное облачение, и это явный, видимый признак праздника, и все выливается в пасхальную утреню.

Для тех, кто не постился, еще есть время немножечко попоститься, а для тех, кто постился, есть время усилить пост и радостно встретить праздники Вербного воскресенья и Светлого Христова Воскресения.

– Мы вспоминали о падении Силоамской башни и о том, были ли грешнее всех те люди, на кого она упала. Господь в этом эпизоде показывает, что есть еще время на покаяние, и им стоит воспользоваться.

Мне вспомнились слова из Книги Притчей Соломоновых: наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. А если мы эти слова отнесем к Господу, а под словом «наказывай» будем понимать обучение, воспитание, то получится, что Бог как воплощение всей премудрости, которая косвенно изложена в книгах, наказывает нас, пока у нас еще есть надежда. И сколько бы мы ни кричали, Его это не смущает. Правильно ли я понимаю эти слова из притчи?

Да, так и есть. Вообще это великая тайна Промысл Божий и свободная человеческая воля. Эта тема просто необъятная. С одной стороны, мы как бы ведомые, каждый рождается в определенной среде, у нас в жизни есть какие-то обстоятельства, у кого-то семья бедная, у кого-то богатая, то есть мы не совсем свободны. Тем не менее Господь дает нам свободную волю, и каждый человек может изменить свою судьбу. Философы часто на этом ломали копья.

Есть термин «предопределение», по-моему, этим занимался блаженный Августин. Но большинство отцов нашей Церкви говорят, что никакого предопределения нет, а есть свобода воли человека. Господь даровал нам, наверное, самый высший дар свободу воли и дар творчества. Все это взаимосвязано, и мы можем избежать греха, избежать дурного и не повторять греха Исава, продавшего свое первородство, предавшего Бога, и выйти к Свету, к Богу, ко Христу. Этим человек и отличается, и это надо четко понимать.

Если бы мы не имели свободы воли, мы бы, наверное, превратились в каких-то биологических существ, умных обезьянок или в кого-то еще. Просто нам надо задуматься и употребить свою волю на добро, и все изменится в нашей жизни. А мы живем, словно плывем по течению, не хотим ни во что верить и думаем, что все само собой разрешится. Нет, не разрешится. От нас требуется большой труд, сильная воля, требуется понимание, изучение духовных законов.

Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, мы должны эти законы изучать, знать, должны интересоваться ими, и тогда наша жизнь станет другой. Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть. О чем здесь говорится? Когда человек живет духовной жизнью, соблюдает духовные законы, соединяется со Христом, он уже здесь, в этом грешном, падшем мире как бы находится в Царстве Божием. И что бы с ним ни случилось, в глазах у него свет и на сердце всегда радость.

Апостол говорит: всегда радуйтесь. То есть радость – это очень хорошее чувство. А «счастье» – это не совсем христианское понятие. Вспоминаю, как мой духовный отец в разговоре о счастье, о том, как стать счастливым, говорил: «Не нужно к этому стремиться. В этой жизни ты не будешь счастливым. Счастье будет у нас там, а здесь у нас есть радость, испытания, подвиг». То есть счастье это некая полнота гармонии, которую мы не можем обрести в этом мире. Разве можно быть счастливым, когда на наших глазах погибают люди, происходит какое-то безумие?

Здесь Господь дает нам радость как некое отдохновение. Мы пришли на литургию, причастились, и что бы ни случилось, в наших глазах уже радость. Сегодня утром была красивая служба, и продолжается Вербная неделя, и благоухают цветочки. Ты выходишь на улицу, и Господь дает тебе радость, и это надо ценить.

А есть люди, которые всегда всем недовольны. Они все время ропщут, все им плохо, все плохие. Но нужно искать в жизни какие-то положительные моменты и благодарить за них Господа, и тогда Господь дарует нам радость, которая от нас не отнимется, если мы будем со Христом.

А можно ли назвать счастьем блаженство?

Наверное, это чувство испытывают святые. А какое блаженство может быть у нас? У нас подвиги, труды, трудности. Но когда молились великие святые, они испытывали счастье, граничащее с блаженством, уже здесь, в этой жизни, и, наверное, они видели свет, надеясь на Промысл Божий, на то, что Господь даст им блаженство в будущей жизни.

И мы знаем много таких святых. Самый известный, самый любимый наш святой это преподобный Серафим Саровский, который тысячу дней и тысячу ночей молился, стоя на коленях на камне. Но разве можно сказать, что тогда он испытывал блаженство? Стоять на камне непросто, это труд, скорбь, физическая боль. Поэтому нам сейчас, конечно, до блаженства далеко, но нужно идти вперед.

– Наверное, земное счастье и наказание Божие, по слову Соломона, несовместимы. Господь будет нас наказывать, пока есть надежда на наше спасение, на наше исправление. Получается, если человек испытывает счастье, значит, Бог от него отвернулся, забыл о нем, потому что человек безнадежен?

– Бывает и такое, когда мы порой смотрим на других людей и нам кажется, что у нас все плохо, мы несчастные, а люди хорошо живут. Но мне кажется, что это очень обманчиво. Помните, был такой сериал «Богатые тоже плачут»? Нам кажется, что люди живут в счастье, но это счастье очень тяжело им дается, и оно очень призрачное и часто уходит. Поэтому в этом мире счастья лучше не искать.

Мы, воины Христовы, должны бороться за своих ближних, молиться, идти вперед, к Господу, и знать, что не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. Наш дом не здесь, наш дом там, с Богом, и это надо помнить всегда. Это как стержень, который должен быть в нашей жизни.

Радоваться нужно, когда Господь дает нам какое-то отдохновение. Нужно ценить эти радостные минуты и любить их. Они появляются у нас, поскольку мы причастны к Богу. Господь дает нам радость, когда мы делаем добрые дела, ходим в храм Божий, живем церковными таинствами.

Вот посмотришь на людей, которые выходят из храма, и у них глаза совсем не такие, как у тех людей, которые едут в метро на работу и не знают этих церковных таинств. Эти люди уставшие, измученные, некоторые порой работают на двух, трех, четырех работах, чтобы прокормить семью, и они не видят смысла в этой материальной жизни. Они бегут, бегут, и ничего у них не получается.

Но я заметил, что когда человек останавливается и начинает жить по духовным законам, Господь ему помогает даже материально. Есть прекрасный духовный закон – «не делай другим того, чего себе не желаешь». Так вот, если человек поступает именно так, если он соблюдает евангельские заповеди, то у него постепенно налаживается и материальная жизнь. И нам очень важно это понимать и ценить.

– Отец Владимир, в завершение нашей сегодняшней беседы прошу Вас высказать пожелание нашим дорогим телезрителям.

Большое спасибо вам за то, что вы были с нами. Пока еще есть время, я желаю вам, может быть, немножко усилить свои подвиги, больше читать духовной литературы и, конечно, посещать храм Божий, чтобы завершить этот пост в настоящем подвиге. И я желаю всем радостной Пасхи.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать